Что такое ОГЭ по литературе
Основной государственный экзамен по литературе – это экзамен, который выпускники 9 класса сдают по выбору. Всего в 9 классе выпускников ждет 4 экзамена. Два обязательных – математика и русский язык. И два предмета нужно сдавать по выбору. Литература может быть одним из выбранных предметов.
На написание ОГЭ по литературе отводится 3 часа 55 минут.
Работа состоит из двух частей.
В первой части можно выбрать один из двух вариантов (то есть не надо писать ответы на все два варианта, нужно работать только с одним):
— вариант 1, задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3
Это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Другими словами – вы получаете отрывок из романа или повести, романа в стихах, большой поэмы или пьесы.
ИЛИ
— вариант 2, задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3
Это лирика, небольшие стихотворения.
Например, если ты любишь поэзию, знаешь больше количество стихотворений из программы ОГЭ, умеешь анализировать поэзию и отвечать на вопросы ОГЭ – можешь выбрать задания варианта 2, лирика. Однако ты не можешь взять одно задания из первого варианта, а два из второго. Или один вариант, или другой!
Вторая часть экзамена – это большое сочинение, объемом не меньше 200 слов. Примеры тем:
2.1. В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души»).
2.2. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
2.3. Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
2.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений).
Разобраться со структурой ОГЭ по литературе поможет эта схема:

Разберем структуру демонстрационного варианта ОГЭ по литературе.
Например, мы выбрали вариант 1 и получили отрывок из прозы – в данном случае из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Читаем отрывок.
Дальше мы видим два вопроса к этому отрывку – 1.1.1 «Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?» и 1.1.2 «С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?»
Объем ответа – 3-5 предложений. Обратите внимание, что это письменный ответ, а не сочинение. Не нужно писать вступление и заключение. Сразу отвечайте на поставленный вопрос.
При этом ответ должен быть дан с опорой не только на данный отрывок, а на всю книгу. Нужно также помнить о тематике и проблематике всего произведения. То есть, к примеру, в ответе на первый вопрос мы должны вспомнить, какие качества характера Чичиков проявил на во всей поэме, как он себя показал, как к нему относится автор.
При ответе на второй вопрос большим плюсом будет использование терминов из теории литературы. В ответе на вопрос 1.1.2 мы напишем, что автор упоминает о двадцатилетнем юноше, чтобы противопоставить его Чичикову. Гоголь использует прием антитезы.
Задание 1.1.3 звучит так: «Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой̆ незнакомке»?» И далее дается отрывок.
Задача выпускника – сравнить два отрывка. Потом надо найти, что общего в них. Нужно подумать, в чем сходство Скотинина и Чичикова. Для этого в тексте отрывков есть слова, характеризующие отношение героев к девушкам.
У Гоголя это: «Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!»
У Фонвизина: «Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».
Сравним два отрывка и легко сделаем вывод, что оба героя не влюблены. Они относятся к браку расчетливо и холодно.
Аналогичным образом работаем и со вторым вариантом (задания 1.2.1. 1.2.2 и 1.2.3). Только здесь будут стихотворения.
А теперь рассмотрим «Часть 2». На выбор предлагается пять тем. Нужно выбрать одну и написать по этой теме сочинение. Это традиционное сочинение по литературе, в котором должно быть:
— вступление
— основная часть
— заключение
При этом не забывайте, что главное – ответить максимально полно на вопрос. Вспомните все эпизоды, нужные для раскрытия темы. Не пишите того, что к делу не относится. Помните, что главное – это содержание работы, а не объем (но вы должны написать не меньшее 200 слов).
Итак, всего в ОГЭ по литературе нужно выполнить 4 задания. Первые три – это развернутые ответы на вопрос. Последнее задание – сочинение.
Автор статьи Анна Беляева