Подготовка с нуля к ОГЭ по литературе
Как подготовиться к ОГЭ по литературе с нуля?
Для начала посмотри, какие задания встретятся тебе на ОГЭ по литературе, и прочитай их разбор. Реши, какой вариант ты возьмешь, – первый или второй. Первый вариант (задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3) – это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Второй вариант (задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3) – это лирика, то есть небольшие стихотворения.
Если ты выберешь задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3, то повтори следующие произведения:
— «Слово о полку Игореве»
— «Недоросль»
— «Евгений Онегин»
— «Капитанская дочка»
— «Горе от ума»
— «Мцыри»
— «Герой нашего времени»
— «Ревизор»
— «Шинель»
— «Мертвые души»
— «Судьба человека»
— «Матренин двор»
Список внушительный. Но именно эти книги чаще всего попадаются на экзамене. Как повторить эти произведения? Лучше всего перечитать. Если у тебя мало времени, слушай аудиокниги. Читай дополнительную литературу. В ней дается анализ книг. Это будет хорошей помощью при написании письменных ответов и сочинения.
Тебе надо будет ответить на вопросы по предложенному отрывку. Например, такие: «Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?» или «С какой целью автор упоминает о двадцатилетнем юноше?»
Вопросы непростые. Не пиши первое, что придет в голову. Подумай, какая тема является главной в отрывке. О чем хотел сказать автор? Чему он хотел научить читателя? Или какой порок писатель осуждает?
Попробуй определить, как автор оценивает героя и его поступки. Например, откроем «Капитанскую дочку». Пушкин пишет о Швабрине, что он отпускает «колкие замечания» о семье коменданта крепости. Ясно, что Швабрин – человек злой, язвительный.
Или прочтем описание Манилова в «Мертвых душах»: «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Понятно, что Гоголь иронизирует над приторностью героя.
Далее, третий вопрос. В нем нужно будет сопоставить два отрывка. Для этого учись находить общую мысль в разных произведениях. Подумай, может, оба писателя относятся к чему-то одинаково. К примеру, и Шолохов («Судьба человека»), и Твардовский («Василий Теркин») осуждают войну.
Или же нужно будет подчеркнуть отличия отрывков. Например, сон Татьяны в «Евгении Онегине» предвещает беду, а сон Светланы в балладе Жуковского обернется счастьем.
Повтори термины. Например, такие: эпитет, метафора, автор, герой, идея, система образов, кульминация, завязка. Их нужно будет включить в ответ.
Ты можешь также выбрать второй вариант – задания по лирическим произведениям. Тогда акцент надо сделать на другом. Учись анализировать лирику, видеть в ней средства выразительности. Подумай, для чего поэт их использует. Например, эпитет «заунывный ветер» создает печальный настрой стихотворения.
И последнее, четвертое задание – это большое сочинение. Обязательно тренируйся его писать. За него дают больше всего баллов.
Тебе на выбор будет предложено пять тем. Вероятнее всего, темы будут соответствовать произведениям, список которых дан в начале статьи.
Самое главное требование – сочинение должно раскрывать тему задания. Если ты дашь ответ не по теме, баллы не получишь.
Научись писать план сочинения. Он обязательно должен включать:
— вступление
— основную часть (делится на несколько абзацев)
— заключение
План поможет тебе не сбиться с мысли. Без плана ты можешь начать писать не по теме сочинения.
Не затягивай с началом подготовки. Экзамен по литературе – очень объемный. Чем раньше начнешь, тем больше времени для чтения произведений.
Не рекомендуем тебе читать «краткие содержания» литературных произведений. Эксперт сразу поймет, что саму книгу ты не прочитал – и тогда на высокий балл не рассчитывай.
Пользуйся дополнительной литературой. Чтобы не потеряться в море книг, читай нашу статью: Справочники и пособия для подготовки к ОГЭ по литературе.
Литература с нуля онлайн-подготовка
Автор статьи Анна Беляева