Линейные уравнения
Вспомним, что такое уравнение.
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестную переменную.
Например,
– уравнение.
Корень уравнения – значение переменной, при котором уравнение превращается в верное равенство. Число 2 является корнем уравнения
. Подставив 2 вместо
, мы получим, что 4 = 4.
Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.
Равносильными называют уравнения, множества решений которых совпадают.
Два уравнения равносильны, если все решения первого уравнения являются решениями второго и все решения второго являются решениями первого. У них одни и те же решения. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.
Например, уравнения
и
равносильны. Число 2 является корнем и одного, и другого уравнения, и других корней у них нет.
Записывается это так:
⇔
У нас появился новый символ: ⇔ (читается: равносильно).
Стрелочки и в ту, и в другую сторону. Это значит, что если
, то
. А если
, то
.
Линейные уравнения
Линейное уравнение с одной переменной - это вот такое уравнение:
. Здесь
– переменная,
и
– числа.
Уравнение
– линейное с одной переменной.
Правила решения линейных уравнений:
1) Можем перенести любое слагаемое из одной части в другую с противоположным знаком.
2) Можем умножать или делить обе части уравнения на одно и то же число, не равное нулю.
При этом мы получаем уравнение, равносильное исходному.
Пример 1. Решите уравнение:
.
Решение:
Раскроем скобки в левой части уравнения:
.
Приведем подобные слагаемые в левой части.
Если из
вычесть
, получится
. Если из
вычесть
, получится
.
Теперь уравнение выглядит так:
.
Перенесем слагаемое
в правую часть с другим знаком, то есть с «плюсом»:
.
Получим:
.
Отсюда
.
Наше уравнение имеет один корень.
Ответ: -4.
Пример 2. Решите уравнение:
.
Решение:
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель всех дробей. Общий знаменатель равен 18. Получим:
.
Сократив дроби, получим:
.
Раскроем скобки:
.
Перенесем все слагаемые с переменной х в левую часть, остальные – в правую:
.
Отсюда:
.
Ответ: 13.
Пример 3. Решите уравнение:
.
Решение:
Раскроем скобки:
.
После переноса слагаемых и приведения подобных получим уравнение:
.
Отсюда
.
Ответ: -2
Полезная информация для отличников
Как вы считаете - всегда ли линейное уравнение имеет решение?
Мы помним, что линейное уравнение с одной переменной имеет вид:
.
Число
называют коэффициентом при переменной,
число
– свободным членом.
Оказывается, при решении линейного уравнения
возможны 3 случая:
1) Если
,
– любое число, то уравнение имеет ровно один корень
.
Например, уравнение
имеет единственный корень
.
2) Если
,
, то уравнение принимает вид
. Это равенство верно при любом
, поэтому корнем уравнения будет любое число.
3) Если
,
, то уравнение принимает вид
. При любом значении
в правой части уравнения получается ноль, а в левой части – не ноль.
В этом случае уравнение не имеет корней. Например, уравнение
не имеет корней.
Текстовые задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.
Часто в математике встречаются задачи, где в условии дан текст. Они похожи на короткие рассказы. Автобус и грузовик едут из одного города в другой. Велосипедист обгоняет пешехода. Две бригады строят дом. Такие задачи обычно решаются с помощью уравнений.
Вот как мы действуем:
1) Выбираем неизвестную величину и обозначаем ее переменной, например,
. Часто за переменную обозначают величину, которую надо найти в задаче.
2) Можно сделать рисунок.
3) Выражаем другие неизвестные величины (если они есть) через эту переменную.
4) Вносим данные в таблицу.
5) Составляем уравнение согласно условию задачи.
6) Решаем уравнение.
7) Проверяем ответ с точки зрения здравого смысла. Например, если скорость пешехода оказалась равной 300 км/час, значит, задача решена неправильно.
8) Если все правильно, записываем ответ.
Посмотрим, как решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений.
Пример 4.
Расстояние от поселка А до поселка Б автобус проходит за 5 часов, а автомобиль – за 3 часа. Чему равно расстояние между поселками, если скорость автомобиля на 30 км/ч больше скорости автобуса? Ответ выразите в километрах.

Решение:
Обозначим скорость автобуса за
км/ч, тогда скорость автомобиля
км/ч. Воспользуемся формулой
(
- расстояние,
– скорость,
– время). Тогда расстояние, которое проехал автобус, равно
км. Расстояние, которое проехал автомобиль, равно
км. По условию задачи, это одно и то же расстояние.

Составим и решим уравнение:
.
Отсюда:
,
. Значит, скорость автобуса равна 45 км/ч.
Расстояние, которое он проехал, равно
км.
Ответ: 225.
Пример 5. Соседи Кирилл и Федор переносят кирпичи с одного дачного участка на другой в течение одного часа. Кирилл переносит в минуту на 1 кирпич меньше, чем Федор. Всего они перенесли 300 кирпичей. Сколько кирпичей переносит в одну минуту Федор?
Решение:
Обозначим за
количество кирпичей, которые Федор переносит в минуту. Тогда Кирилл переносит
кирпичей. Вместе в минуту они переносят
кирпичей. А за 1 час, который равен 60 минутам, они перенесут
кирпичей. По условию, это 300 кирпичей. Составим уравнение:
.
Решая его, найдем
. Значит, Федор переносит в минуту 3 кирпича.
Ответ: 3.
Пример 6 (повторение). Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.
Решение:
Такие задачи мы решали в теме "Сплавы, смеси, растворы".
Обозначим массу первого сплава
кг.
Тогда масса второго сплава
кг, а третьего
кг.
Для удобства переведем проценты в дроби:
%
;
%
;
%
.
Тогда по условию задачи в первом сплаве содержится
кг меди, во втором —
кг, в третьем сплаве содержится
кг меди.

Составим и решим уравнение:
.
Домножим обе части уравнения на 100, чтобы коэффициенты стали целыми.
.
После преобразований получим равносильное уравнение
.
Отсюда находим
.
Значит, масса первого сплава равна 6 кг, тогда масса второго сплава равна 10 кг, а масса третьего сплава 16 кг.
Ответ: 16.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Линейные уравнения» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
18.09.2023