Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Линейные уравнения

Вспомним, что такое уравнение.

Уравнение – это равенство, содержащее неизвестную переменную.

Например, 2x = 4 – уравнение.

Корень уравнения – значение переменной, при котором уравнение превращается в верное равенство. Число 2 является корнем уравнения 2x=4. Подставив 2 вместо x, мы получим, что 4 = 4.

Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

Равносильными называют уравнения, множества решений которых совпадают.

Два уравнения равносильны, если все решения первого уравнения являются решениями второго и все решения второго являются решениями первого. У них одни и те же решения.  Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.

Например, уравнения 2x = 4 и x= 2 равносильны. Число 2 является корнем и одного, и другого уравнения, и других корней у них нет.

Записывается это так: 2x = 4x=2

У нас появился новый символ: ⇔ (читается: равносильно).

Стрелочки и в ту, и в другую сторону. Это значит, что если 2x = 4, то x = 2. А если x=2, то 2x=4.

Линейные уравнения

Линейное уравнение с одной переменной - это вот такое уравнение: ax = b. Здесь x – переменная, a и b – числа.

Уравнение 2x=4 – линейное с одной переменной.

Правила решения линейных уравнений:

1) Можем перенести любое слагаемое из одной части в другую с противоположным знаком.

2) Можем умножать или делить обе части уравнения на одно и то же число, не равное нулю.

При этом мы получаем уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Решите уравнение: 3(x-1)-2(3x+4)=1 .

Решение:

Раскроем скобки в левой части уравнения: 3x-3-6x-8=1.

Приведем подобные слагаемые в левой части.

Если из 3x вычесть 6x, получится -3x. Если из -3 вычесть 8, получится -11.

Теперь уравнение выглядит так: -3x-11=1.

Перенесем слагаемое -11 в правую часть с другим знаком, то есть с «плюсом»:

-3x=1+11.

Получим: -3x=12.

Отсюда x=-4.

Наше уравнение имеет один корень.

Ответ: -4.

Пример 2. Решите уравнение: \frac{3x-1}{6}-\frac{x}{3}=\frac{5+x}{9}.

Решение:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель всех дробей. Общий знаменатель равен 18. Получим: 18\cdot \frac{3x-1}{6}-18\cdot \frac{x}{3}=18\cdot \frac{5+x}{9}.

Сократив дроби, получим: 3(3x-1)-6x=2(5+x).

Раскроем скобки: 9x-3-6x=10+2x.

Перенесем все слагаемые с переменной х в левую часть, остальные – в правую:

9x-6x-2x=3+10.

Отсюда: x=13.

Ответ: 13.

Пример 3. Решите уравнение: (4x+1)(2x-4)-8x^2=3(6-x).

Решение:

Раскроем скобки: 8x^2-16x+2x-4-8x^2=18-3x.

После переноса слагаемых и приведения подобных получим уравнение:

-11x=22.

Отсюда x=-2.

Ответ: -2

Полезная информация для отличников

Как вы считаете - всегда ли линейное уравнение имеет решение?

Мы помним, что линейное уравнение с одной переменной имеет вид: ax=b.

Число a называют коэффициентом при переменной, a число b – свободным членом.

Оказывается, при решении линейного уравнения ax=b возможны 3 случая:

1) Если a\neq0, b – любое число, то уравнение имеет ровно один корень x=-\frac{b}{a}  .

Например, уравнение 5\cdot x=15 имеет единственный корень x=3.

2) Если a=0, b=0, то уравнение принимает вид 0\cdot x=0. Это равенство верно при любом x, поэтому корнем уравнения будет любое число.

3) Если a=0, b\neq0, то уравнение принимает вид 0\cdot x=b. При любом значении x в правой части уравнения получается ноль, а в левой части – не ноль.

В этом случае уравнение не имеет корней. Например, уравнение 0\cdot x=4 не имеет корней.

Текстовые задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.

Часто в математике встречаются задачи, где в условии дан текст. Они похожи на короткие рассказы. Автобус и грузовик едут из одного города в другой. Велосипедист обгоняет пешехода. Две бригады строят дом. Такие задачи обычно решаются с помощью уравнений.

Вот как мы действуем:

1) Выбираем неизвестную величину и обозначаем ее переменной, например, x. Часто за переменную обозначают величину, которую надо найти в задаче.

2) Можно сделать рисунок.

3) Выражаем другие неизвестные величины (если они есть) через эту переменную.

4) Вносим данные в таблицу.

5) Составляем уравнение согласно условию задачи.

6) Решаем уравнение.

7) Проверяем ответ с точки зрения здравого смысла. Например, если скорость пешехода оказалась равной 300 км/час, значит, задача решена неправильно.

8) Если все правильно, записываем ответ.

Посмотрим, как решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений.

Пример 4.

Расстояние от поселка А до поселка Б автобус проходит за 5 часов, а автомобиль – за 3 часа. Чему равно расстояние между поселками, если скорость автомобиля на 30 км/ч больше скорости автобуса? Ответ выразите в километрах.

Решение:

Обозначим скорость автобуса за x км/ч, тогда скорость автомобиля (x+30) км/ч. Воспользуемся формулой S=V\cdot t (S -  расстояние, V – скорость, t – время). Тогда расстояние, которое проехал автобус, равно 5x км. Расстояние, которое проехал автомобиль, равно 3(x+30) км. По условию задачи, это одно и то же расстояние.

Составим и решим уравнение: 5x=3(x+30).

Отсюда: 2x=90,

x=45. Значит, скорость автобуса равна 45 км/ч.

Расстояние, которое он проехал, равно 45\cdot 5=225 км.

Ответ: 225.

Пример 5. Соседи Кирилл и Федор переносят кирпичи с одного дачного участка на другой в течение одного часа. Кирилл переносит в минуту на 1 кирпич меньше, чем Федор. Всего они перенесли 300 кирпичей. Сколько кирпичей переносит в одну минуту Федор?

Решение:

Обозначим за x количество кирпичей, которые Федор переносит в минуту. Тогда Кирилл переносит (x-1) кирпичей. Вместе в минуту они переносят x+x-1= 2x-1 кирпичей. А за 1 час, который равен 60 минутам, они перенесут 60\cdot (2x-1)  кирпичей. По условию, это 300 кирпичей. Составим уравнение: 60(2x-1)=300.

Решая его, найдем x=3. Значит, Федор переносит в минуту 3 кирпича.

Ответ: 3.

Пример 6 (повторение). Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.

Решение:

Такие задачи мы решали в теме "Сплавы, смеси, растворы".

Обозначим массу первого сплава x кг.

Тогда масса второго сплава (x+4) кг, а третьего x+x+4=2x+4 кг.

Для удобства переведем проценты в дроби:

5% =0,05;

13% =0,13;

10% = 0,1.

Тогда по условию задачи в первом сплаве содержится 0,05x кг меди, во втором  — 0,13(x+4) кг, в третьем сплаве содержится 0,1(2x+4) кг меди.

Составим и решим уравнение:

0,05x+0,13(x+4)=0,1(2x+4).

Домножим обе части уравнения на 100, чтобы коэффициенты стали целыми.

5x+13(x+4)=10(2x+4).

После преобразований получим равносильное уравнение 2x=12.

Отсюда находим x=6.

Значит, масса первого сплава равна 6 кг, тогда масса второго сплава равна 10  кг, а масса третьего сплава 16 кг.

Ответ: 16.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Линейные уравнения» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 18.09.2023

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2024 по математике
В варианте ЕГЭ-2024 две задачи по теории вероятностей — это №3 и №4. По заданию 4 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
ЕГЭ Математика
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024
по профильной математике