Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Текстовые задачи на работу и квадратные уравнения

Задачи на работу в вариантах ОГЭ по математике решаются по одной-единственной формуле: \(A=P\cdot t\).

Здесь \(A\) – работа, \(t\) – время, а величина \(p\) – производительность (по смыслу является скоростью работы). Она показывает, сколько работы сделано в единицу времени.

Мини-пекарня печет булочки. Количество булочек, испеченных за день, – это производительность пекарни.

Художник в мастерской расписывает ёлочные шарики. Его производительность – количество расписанных шариков в день.

Бригада строит тоннель метро. Производительность бригады – сколько метров тоннеля построено за месяц.

Труба наполняет бассейн. Количество литров воды в минуту также можно назвать производительностью трубы.

Правила решения таких задач очень просты.

1. \(A = p\cdot t,\) то есть работа = производительность ∙ время. Из этой формулы легко найти \(t\) или \(p\).

2. Если объем работы не важен и в задаче нет данных, позволяющих его найти, то работа принимается за единицу.

Например, построен дом (один). Написана книга (одна). А вот если речь идет о количестве кирпичей, булочек, страниц или построенных домов – работа как раз и равна этому количеству.

3. В качестве переменной удобно взять именно производительность.

4. Если трудятся двое рабочих (два экскаватора, два завода...) – их производительности складываются.

Соберем в одну таблицу правила решения задач на работу.

 

 

1. На изготовление 99 деталей первый рабочий тратит на 2 часа меньше, чем второй рабочий на изготовление 110 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 1 деталь больше, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий?

Решение:

Пусть \(x\) деталей в час – производительность второго рабочего, \(x+1\) – производительность первого.

Запишем данные в таблицу. 

 

p 

t

A

первый

\(x+1\) 

\(\displaystyle \frac{99}{x+1}\) 

99

второй

\(x\) 

\(\displaystyle \frac{110}{x}\)

110

\(\displaystyle \frac{99}{x+1}+2=\frac{110}{x}.\)

Время, затраченное первым рабочим, на 2 часа меньше, чем время, затраченное вторым.

Составим уравнение: \(\displaystyle\frac{110}{x}-\frac{99}{x+1}=2.\) 

В левой части уравнения приводим дроби к одному знаменателю. Правую часть пока не трогаем. Общий знаменатель равен \(x(x+1)\).

Первую дробь домножим на \((x+1)\), то есть и числитель и знаменатель умножим на \((x+1)\), вторую – на \(x\) (и числитель и знаменатель).

Получим:

\(\displaystyle\frac{110(x+1)-99x}{x(x+1)}=2;\) 

\(\displaystyle\frac{110x+110-99x}{x(x+1)}=2;\)

\(\displaystyle\frac{11x+110}{x(x+1)}=2.\) 

Умножим обе части уравнения на \(x(x+1)\).

Получим: \(11x+110=2x(x+1).\)

Раскроем скобки и перенесем всё в левую часть: \(2x^2-9x-110=0.\)

Посчитаем дискриминант: \(D=9^2+4\cdot 2\cdot 110=81+880=961.\)

Вычислим корни уравнения:

\(x=\displaystyle\frac{9\pm 31}{4}, \ x>0;\) 

\(x=10.\)

Ответ: 10

2. На изготовление 575 деталей первый рабочий тратит на 2 часа меньше, чем второй рабочий на изготовление 600 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 1 деталь больше, чем второй. Сколько деталей за час делает первый рабочий?

Решение:

Составим таблицу:

 

p

t

A 

1 рабочий

\(x\) 

\(\displaystyle \frac{575}{x}\) 

575

2 рабочий

\(x-1\) 

\(\displaystyle \frac{600}{x-1}\) 

600

\(\displaystyle \frac{600}{x-1}-\frac{575}{x}=2;\)

\(600x-575(x-1)=2x(x-1);\)

\(2x^2-27x-575=0;\) 

\(D=729+4\cdot 2\cdot 575=5329.\) 

Как извлечь квадратный корень из четырёхзначного числа?

\(70^2=4900\); \(80^2=6400\) 

Значит, в квадрат возвели двухзначное число; первая цифра которого 7.

Число 5329 оканчивается на 9. Значит, в квадрат возводили число, оканчивающееся на 3 или на 7.

Проверим: \(73^2=5329.\) 

\(x=\displaystyle \frac{27\pm 73}{4}; x>0\) значит, \(x=\displaystyle \frac{100}{4}=25\).

Ответ: 25

3. Плиточник должен уложить 175 м\( ^{2}\) плитки. Если он будет укладывать на 10 м\( ^{2}\) в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 2 дня раньше. Сколько квадратных метров плитки в день планирует укладывать плиточник?

Решение:

Путь производительность плиточника (по плану) м\(^{2}\)/день. Составим таблицу:

 

p

t

A

По плану

\(x\)

\(\displaystyle \frac{175}{x}\) 

175

Если работает быстрее

\(x+10\) 

\(\displaystyle \frac{175}{x+10}\) 

175

Составим уравнение: \(t_1-t_2=2;\) 

\(\displaystyle \frac{175}{x}-\frac{175}{x+10}=2;\)

\(\displaystyle \frac{175x+1750-175x}{x^2+10x}=2;\)

\(1750=2x^2+20x;\) 

\(x^2+10x-875=0.\) 

Надо ли считать дискриминант? Можно, но не обязательно. Вспомним теорему Виета:

Если \(x_1\) и \(x_2\) - корни уравнения \(ax^2 + bx + c = 0\), то \(x_1+x_2=-\displaystyle \frac{b}{a}, \ x_1 x_2= \displaystyle \frac{c}{a}\). 

По теореме Виета находим корни: \(\left[\begin{array}{ccc}
x=25, \\
x=-35.\end{array}\right.\)

Сумма этих чисел равна -10, а произведение 875.

Так как производительность – неотрицательная величина, второй корень не подходит, значит, мастер планировал укладывать 25 квадратных метров плитки в день.

Ответ: 25

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2025 по математике
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
ЕГЭ Математика
Олимпиада ОММО:
100 баллов за 5 задач