Текстовые задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений
Текстовые задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.
Раньше мы решали текстовые задачи с помощью уравнения, в котором одна неизвестная. Бывает, что текстовые задачи проще решать с помощью системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений:
1) Вводим обозначения для неизвестных величин.
2) Составляем систему линейных уравнений.
3) Решаем полученную систему линейных уравнений.
4) Используя введенные обозначения, записываем ответ.
Пример 1. Два одинаковых кабачка и один патиссон весят вместе 1900 г, а два таких же патиссона и один кабачок весят вместе 2750 г. Определить массу одного патиссона. Ответ выразить в г.
Решение:
Обозначим массу кабачка за
г, массу патиссона – за
г, тогда два кабачка весят
г, а два патиссона –
г.
Составим систему уравнений: 
Решим данную систему способом подстановки. Выразим из первого уравнения переменную
, и подставим полученное для нее выражение вместо
во второе уравнение. Получим систему:
.
Решим отдельно второе уравнение системы. Получим:
, отсюда
. Подставим это значение в выражение для
,
.
Масса одного кабачка 350 г, масса одного патиссона 1100 г.
Ответ: 1100г.
Пример 2. Найти два числа, если удвоенная сумма этих чисел на 5 больше их разности, а утроенная сумма этих чисел на 8 больше их разности.
Решение:
Пусть
– первое число,
- второе число, тогда
– сумма чисел,
– разность. По условию задачи составим систему уравнений:
.
Упростим уравнения в системе, приведем их к линейному виду.
, и далее
.
Решим систему способом сложения. Разделим на (-2) второе уравнение системы:
.
Сложим оба уравнения:
.
Решим полученное уравнение. Находим
. Подставляя значение
в первое уравнение системы
, получим
, отсюда
.
Возвращаемся к обозначениям:
– первое число,
– второе. Значит, первое число равно 2, второе равно 1.
Ответ: 2 и 1.
Пример 3. Группа из 16 туристов отправилась на 6 лодках в водный поход. Известно, что часть лодок были двухместные, часть — трёхместные. Определить количество двухместных и трехместных лодок, если известно, что все лодки были заполнены целиком.
Решение:
Обозначим черех
количество двухместных лодок, а через
- количество трехместных лодок. По условию, количество лодок равно 6. Составим первое уравнение
.
В двухместных лодках сидят
туристов, в трехместных лодках сидят
туристов. По условию, в водный поход отправились 16 туристов. Второе уравнение:
.
Получили систему линейных уравнений:
.
Решим ее способом сложения. Умножим первое уравнение на (-2), получим:
.
Сложим почленно уравнения системы. Получим уравнение с одной переменной:
.
Упростив, найдем
.
Подставим это значение для у в первое уравнение системы
, получим
. Находим
. Значит, двухместных лодок было 2, а трехместных – 4.
Ответ: 2 двухместные лодки, 4 трехместные лодки.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Текстовые задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
19.09.2023