Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Задание 6 ОГЭ по математике. Числа и вычисления.

Задача 6 ОГЭ по математике называется «Числа и вычисления». Это действия с обыкновенными и с десятичными дробями. Действия со степенями. Сравнение чисел.

Приступим к решению задач.

Пример 1. Найдите значение выражения  \(\frac{0,8}{1-\frac{1}{9}}.\)

Решение. Вспоминаем, что при вычитании дробей нужно их привести к общему знаменателю, а при делении дробей первую из них умножаем на перевёрнутую вторую.

Посчитаем, чему равен знаменатель.

\(1-\frac{1}{9}=\ \frac{9}{9}-\frac{1}{9}=\frac{8}{9}\)

Получим:
\(\frac{0,8}{1-\frac{1}{9}}=\frac{8}{10}:\frac{8}{9}=\frac{8}{10}\cdot \frac{9}{8}=\frac{9}{10}=0,9 .\)

Ответ: 0,9.

Пример 2. Соотнесите обыкновенные дроби с равными им десятичными дробями.

А. \(\frac{5}{8}\) Б.\(\frac{3}{25}\) В.\(\frac{1}{2}\) Г.\(\frac{1}{50}\)
1) 0,5 2) 0,02 3) 0,12 4) 0,625

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Решение. Каждую из данных обыкновенных дробей можно представить в виде десятичной, например, используя деление в столбик.

Итак, деление выполнено. Сопоставим полученные результаты:

А Б В Г
4 3 1 2

Ответ: 4312.

Замечание 1. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные можно произвести и без деления в столбик. Т. к. любая десятичная дробь записывается как обыкновенная со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д., то данные обыкновенные дроби можно «доделать» до десятичных. Для этого используем основное свойство дроби: дробь не изменится, если её числитель и знаменатель домножить на одно и тоже число.

Замечание 2. В этой задаче можно было, наоборот, преобразовывать заданные десятичные дроби в обыкновенные путём упрощения, т. е. сокращения числителя и знаменателя.

Выбирайте любой способ. Здесь важен правильный результат!

Для выполнения следующих заданий нам потребуются свойства степеней. Напомним основные из них.

Степенью называется выражение вида \(\boldsymbol{a^c.}\)

Здесь a — основание степени, c — показатель степени.
По определению, \(a^1=a.\)

Возвести число в квадрат — значит умножить его само на себя: \(a^2=a\cdot a.\)

Возвести число в куб — значит умножить его само на себя три раза:  \(a^3=a\cdot a\cdot a.\)

Возвести число в натуральную степень  n — значит умножить его само на себя  n  раз:

\(a^n=\underbrace{a\cdot a\cdot a\cdot a\cdot \dots \cdot a}_{n}\)

По определению,\({\ \ a}^0=1.\)

Это верно для \(a\ne 0.\) Выражение \(0^0\) не определено.

Определим, что такое степень с целым отрицательным показателем.

\(a^{-1}=\frac{1}{a}\)

\(a^{-2}=\frac{1}{a^2}\)

\(a^{-n}=\frac{1}{a^n}\)

 

Конечно, все это верно для \(a\ne 0,\) поскольку на ноль делить нельзя.

Соберем свойства степеней и основные формулы в одной таблице.

\(a^0=1\)
\(a^n\cdot a^m=a^{n+m}\) При перемножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются.

\(\frac{a^n}{a^m}=a^{n-m}\)

При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются.
 

\((a^n)^m=a^{n\cdot m}\)

При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются.
 

\(a^{-n}=\frac{1}{a^n}\)

При возведении в отрицательную степень получаем дробь, где единица делится на степень с положительным показателем.
\((a\cdot b)^n=a^n \cdot b^n\) При возведении произведения двух множителей в степень каждый из этих множителей возводится в заданную степень.
\((\frac{a}{b})^n=\frac{a^n}{b^n}\) При возведении дроби в степень получается дробь, числитель и знаменатель которой возведены в заданную степень.
 

\((\frac{a}{b})^{-n}=(\frac{b}{a})^n\)

При возведении дроби в отрицательную степень дробь переворачивается, а показатель степени становится положительным.

Пример 3. Найдите значение выражения \({{(16\cdot 10}^{-2})}^2\cdot {(13\cdot 10}^4).\)

Решение. Вычислим, используя свойства степеней:

\({{(16\cdot 10}^{-2})}^2\cdot {(13\cdot 10}^4)={16}^2\cdot {\left({10}^{-2}\right)}^2\cdot {13\cdot 10}^4=256\cdot 13\cdot ({10}^{-4}\cdot {10}^4)=3\ 328\cdot {10}^0=3328.\)

Ответ: 3328.

Пример 4. Найдите значение выражения \({5\cdot 10}^{-1}+{6\cdot 10}^{-2}+{4\cdot 10}^{-4}.\)

Решение. Вычислим, используя свойства степеней:

\({5\cdot 10}^{-1}+{6\cdot 10}^{-2}+{4\cdot 10}^{-4}=5\cdot \frac{1}{{10}^1}+6\cdot \frac{1}{{10}^2}+4\cdot \frac{1}{{10}^4}=\)
\(=5\cdot 0,1+6\cdot 0,01+4\cdot 0,0001=0,5+0,06+0,0004=0,5604.\)

Ответ: 0,5604.

Пример 5. Найдите значение выражения \(\frac{3^8\cdot 3^5}{3^9}.\)

Решение. Вычислим, используя свойства степеней:

\(\frac{3^8\cdot 3^5}{3^9}=\frac{3^{8+5}}{3^9}=\frac{3^{13}}{3^9}=3^{13-9}=3^4=81.\)

Ответ: 81.

 

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2025 по математике
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
ЕГЭ Математика
Олимпиада ОММО:
100 баллов за 5 задач