previous arrow
next arrow
Slider

Изложение на ОГЭ-2020 по русскому языку – критерии оценивания

Изложение – это первая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе. Как же оно оценивается? Мы возьмем тот же текст, что и в предыдущей статье.

Задание сформулировано так:

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
 

На экзамене аудиозапись с текстом изложения будет звучать два раза. Перерыв между первым и вторым прочтением – 5 минут. Рекомендуем в первый раз просто прослушать текст, пометив начало абзацев. В перерыве набросать то, что поняли. А во второй раз записать недостающее.

Есть один секрет, как успеть записать все, что нужно. Пишите не все подряд, что диктуют. Выделяйте ключевые слова. Их и выписывайте. По ним вы сможете восстановить остальной текст.

Попробуем выделить ключевые слова на примере этого текста: «Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.»

Ключевые слова: Архангельск, исследования деревянной архитектуры – цель, фотографии церквей, старины. Но не только. Картина народной жизни.

Пройдемся по критериям оценивания изложения.

1) ИК-1. Содержание изложения.

Чтобы получить по этому критерию максимальные 2 балла, нужно верно выделить все микротемы. Микротемы – это абзацы. То есть ваша задача – правильно услышать и выделить все абзацы. Голос диктора будет вам подсказкой. Между абзацами диктор делает длинную паузу, а между предложениями – короче.

2) ИК-2. Сжатие исходного текста.

В тексте сокращаем каждый из абзацев. Ошибкой будет, если вы услышите первый абзац и запишите его почти весь. А второй абзац пропустите и сократите его до одной фразы. Нет, текст сокращаем соразмерно. То есть если в первом абзаце 70 слов, сокращаем до 40-30. Во втором 50 слов, значит, сокращаем до 25. И так далее.

При этом на протяжении всего текста нужно использовать один или несколько приемов сокращения. Перечислим приемы сжатия текста:

Исключение. «Выкидываем» все лишнее: детали, ненужные подробности, однородные члены. К примеру, исходное предложение: «Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей». Сокращаем таким образом, исключив дополнения: «Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий».

Упрощение. Можно заменить несколько синтаксических конструкций одной. Например, заменить перечисление обобщающим словом. Дано предложение: «В лесу росли осины, ели и березы». Заменим перечисление одним словом: «В лесу росли деревья».

Обобщение. Этот прием предполагает обобщение нескольких предложений в одно. Для этого в каких-либо фактах или явлениях нужно найти что-то общее. Исходный текст: «Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность». Сократим до такого варианта: «Этот праздник запомнился мне красивыми и скромными людьми, чьи молчаливые поклоны придавали событию важность».

3) ИК-3. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».

Этот критерий есть и в сочинении. В изложении этот критерий значит, что все микротемы должны идти последовательно, так, как они были в тексте. Нельзя переставлять местами абзацы и предложения исходного текста.

Вот три критерия, по которым будет оцениваться изложение. Есть еще критерии, общие для сочинения и изложения. Эти критерии связаны с орфографическими, пунктуационными, речевыми, грамматическими и фактическими ошибками.

Автор Анна Беляева

Это полезно

Профориентация. Профессии и образование для них.
Что нужно, чтобы обладать интерсной профессией? Или на какую профессию можно переквалифицироваться, обладая определенным образованием? Узнайте в этом разделе!
Видеокурс «СуперГИА» для сдачи ГИА (ОГЭ)
Новое на ютуб: Разбор досрочного ЕГЭ. Ловушки I части.
Поделиться страницей

Это полезно

Вычисление перемещения по графику проекции скорости
Из кодификатора по физике, 2020. «1.1.3. Вычисление перемещения по графику зависимости υ(t).» Теория и задачи с решениями.
Онлайн курс «Математика профиль 100 баллов»
Разбор тренировочной работы номер 3 по математике 11 класс
Новое на ютуб: Разбор досрочного ЕГЭ. Ловушки I части.