Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Задачи на движение на ЕГЭ и ОГЭ по математике

Почему текстовые задачи относятся к простым?

Во-первых, все такие задачи решаются по единому алгоритму, о котором мы вам расскажем. Во-вторых, многие из них однотипны — это задачи на движение или на работу. Главное — знать к ним подход.

Внимание! Чтобы научиться решать текстовые задачи, вам понадобится всего три-четыре часа самостоятельной работы, то есть два-три занятия. Всё, что нужно, — это здравый смысл плюс умение решать квадратное уравнение. И даже формулу для дискриминанта мы вам напомним, если вдруг забыли.

Прежде чем перейти к самим задачам — проверьте себя.

Запишите в виде математического выражения:

  1. \(x\) на \(5\) больше \(y\);
  2. \(x\) в пять раз больше \(y\);
  3. \(z\) на \(8\) меньше, чем \(x\);
  4. \(z\) меньше \(x\) в \(3,5\) раза;
  5. \(t_1\) на \(1\) меньше, чем \(t_2\);
  6. частное от деления \(a\) на \(b\) в полтора раза больше \(b\);
  7. квадрат суммы \(x\) и \(y\) равен \(7\);
  8. \(x\) составляет \(60\) процентов от \(y\);
  9. \(m\) больше \(n\) на \(15\) процентов.

Пока не напишете — в ответы не подглядывайте! :-)

Казалось бы, на первые три вопроса ответит и второклассник. Но почему-то у половины выпускников они вызывают затруднения, не говоря уже о вопросах \(7\) и \(8\). Из года в год мы, репетиторы, наблюдаем парадоксальную картину: ученики одиннадцатого класса долго думают, как записать, что «\(x\) на \(5\) больше \(y\)». А в школе в этот момент они «проходят» первообразные и интегралы :-)

Итак, правильные ответы:

  1. \(x=y+5.\)
    \(x\) больше, чем \(y\). Разница между ними равна пяти. Значит, чтобы получить большую величину, надо к меньшей прибавить разницу.
  2. \(x=5y.\)
    \(x\) больше, чем \(y\), в пять раз. Значит, если \(y\) умножить на \(5\), получим \(x\).
  3. \(z=x-8.\)
    \(z\) меньше, чем \(x\). Разница между ними равна \(8\). Чтобы получить меньшую величину, надо из большей вычесть разницу.
  4. \(z=x:3,5.\)
  5. \(t_1=t_2-1.\)
    \(t_1\) меньше, чем \(t_2\). Значит, если из большей величины вычтем разницу, получим меньшую.
  6. \(a:b=1,5b.\)
  7. \(\left( x+y \right)^2=7.\)
    На всякий случай повторим терминологию:
    Сумма — результат сложения двух или нескольких слагаемых.
    Разность — результат вычитания.
    Произведение — результат умножения двух или нескольких множителей.
    Частное — результат деления чисел.
  8. \(x=0,6y.\)
    Мы помним, что \(60\%y = \left( 60/100 \right)\cdot y=0,6y\).
  9. \(m=1,15n.\)
    Если \(n\) принять за \(100\%\), то \(m\) на \(15\) процентов больше, то есть \(m=115\%n\).

Начнем мы с задач на движение. Они часто встречаются в вариантах ЕГЭ. Здесь всего два правила:

  1. Все эти задачи решаются по одной-единственной формуле: \(S=v \cdot t\), то есть расстояние \(=\) скорость \(\cdot\) время. Из этой формулы можно выразить скорость \(v=S/t\) или время \(t=s/v\).
  2. В качестве переменной \(x\) удобнее всего выбирать скорость. Тогда задача точно решится!

Для начала очень внимательно читаем условие. В нем все уже есть. Помним, что текстовые задачи на самом деле очень просты.


1. Из пункта \(A\) в пункт \(B\), расстояние между которыми \(50\) км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на \(40\) км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт \(B\) на \(4\) часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

Что здесь лучше всего обозначить за \(x\)? Скорость велосипедиста. Тем более, что ее и надо найти в этой задаче. Автомобилист проезжает на \(40\) километров больше, значит, его скорость равна \(x+40\).

Нарисуем таблицу. В нее сразу можно внести расстояние — и велосипедист, и автомобилист проехали по \(50\) км. Можно внести скорость — она равна \(x\) и \(x+40\) для велосипедиста и автомобилиста соответственно. Осталось заполнить графу «время».

Его мы найдем по формуле: \(t=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle S}{\displaystyle v}\). Для велосипедиста получим \(t_1=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x}\), для автомобилиста \(t_2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x + 40}\).
Эти данные тоже запишем в таблицу.

Вот что получится:

\(v\) \(t\) \(S\)
велосипедист \(x\) \(t_1=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x}\) \(50\)
автомобилист \(x+40\) \(t_2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x + 40}\) \(50\)

Остается записать, что велосипедист прибыл в конечный пункт на \(4\) часа позже автомобилиста. Позже — значит, времени он затратил больше. Это значит, что \(t_1\) на четыре больше, чем \(t_2\), то есть \(t_2 + 4 = t_1.\)

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x + 40}+4=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x}.\)

Решаем уравнение.

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x} - \genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50}{\displaystyle x + 40} = 4.\)

Приведем дроби в левой части к одному знаменателю.

Первую дробь домножим на \(x+4\), вторую — на \(x\).

Если вы не знаете, как приводить дроби к общему знаменателю (или — как раскрывать скобки, как решать уравнение...), подойдите с этим конкретным вопросом к вашему учителю математики и попросите объяснить. Бесполезно говорить учительнице: «Я не понимаю математику» — это слишком абстрактно и не располагает к ответу. Учительница может ответить, например, что она вам сочувствует. Или, наоборот, даст какую-либо характеристику вашей личности. И то и другое неконструктивно.

А вот если вы зададите конкретный вопрос: «Как приводить дроби к одному знаменателю?» или «Как раскрывать скобки?» — вы получите нужный вам конкретный ответ. Вам ведь необходимо в этом разобраться! Если педагог занят, договоритесь о времени, когда вы можете с ним (или с ней) встретиться, чтобы получить консультацию. Используйте ресурсы, которые у вас под рукой!

Получим:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50\left( x+40 \right)-50x}{\displaystyle x\left( x + 40 \right)}=4;\)

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 50x+2000 -50x}{\displaystyle x\left( x + 40 \right)}=4;\)

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 2000}{\displaystyle x\left( x + 40 \right)}=4.\)

Разделим обе части нашего уравнения на \(4\). В результате уравнение станет проще. Но почему-то многие учащиеся забывают это делать, и в результате получают сложные уравнения и шестизначные числа в качестве дискриминанта.

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 500}{\displaystyle x\left( x + 40 \right)}=1.\)

Умножим обе части уравнения на \(x\left( x + 40 \right)\). Получим:

\(x\left( x + 40 \right)=500.\)

Раскроем скобки и перенесем всё в левую часть уравнения:

\(x^2+40x=500;\)

\(x^2+40x-500=0.\)

Мы получили квадратное уравнение. Напомним, что квадратным называется уравнение вида \(ax^2+bx+c=0\). Решается оно стандартно — сначала находим дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\), затем корни по формуле \(x_{1,2} = \genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle -b \pm \sqrt{D}}{\displaystyle 2a}.\)

В нашем уравнении \(a=1\), \(b=40\), \(c=-500\).

Найдем дискриминант \(D=1600+2000=3600\) и корни:

\(x_1=10\), \(x_2=-50\).

Ясно, что \(x_2\) не подходит по смыслу задачи — скорость велосипедиста не должна быть отрицательной.

Ответ: \(10\).

Следующая задача — тоже про велосипедиста.


2. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города \(A\) в город \(B\), расстояние между которыми равно \(70\) км. На следующий день он отправился обратно со скоростью на \(3\) км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на \(3\) часа. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из \(A\) в \(B\). Найдите скорость велосипедиста на пути из \(A\) в \(B\). Ответ дайте в км/ч.

Пусть скорость велосипедиста на пути из \(A\) в \(B\) равна \(x\). Тогда его скорость на обратном пути равна \(x+3\). Расстояние в обеих строчках таблицы пишем одинаковое — \(70\) километров. Осталось записать время. Поскольку \(t=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle S}{\displaystyle v}\), на путь из \(A\) в \(B\) велосипедист затратит время \(t_1=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x}\), а на обратный путь время \(t_2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x + 3}\).

\(v\) \(t\) \(S\)
туда \(x\) \(t_1=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x}\) \(70\)
обратно \(x+3\) \(t_2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x + 3}\) \(70\)

На обратном пути велосипедист сделал остановку на \(3\) часа и в результате затратил столько же времени, сколько на пути из \(A\) в \(B\). Это значит, что на обратном пути он крутил педали на \(3\) часа меньше.

Значит, \(t_2\) на три меньше, чем \(t_1\). Получается уравнение:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x + 3}+3=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x}.\)

Как и в предыдущей задаче, сгруппируем слагаемые:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x} - \genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70}{\displaystyle x + 3} = 3.\)

Точно так же приводим дроби к одному знаменателю:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 70\left( x+3 \right) - 70x}{\displaystyle x\left( x+3 \right)}=3;\)

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 210}{\displaystyle x\left( x+3 \right)}=3.\)

Разделим обе части уравнения на \(3.\)

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle70}{\displaystyle x\left( x+3 \right)}=1.\)

Напомним — если вам непонятны какие-либо действия при решении уравнений, обращайтесь к учительнице! Показывайте конкретную строчку в решении задачи и говорите: «Пожалуйста, объясните, как это делать». Для нее такое объяснение — дело пятнадцати минут, а вы наконец научитесь решать уравнения, что очень важно для сдачи ЕГЭ по математике.

Умножим обе части уравнения на \(x\left( x+3 \right)\), раскроем скобки и соберем все в левой части.

\(x^2+3x-70=0.\)

Находим дискриминант. Он равен \(9+4\cdot 70=289\).

Найдем корни уравнения:

\(x_1=7\). Это вполне правдоподобная скорость велосипедиста. А ответ \(x_2 = -10\) не подходит, так как скорость велосипедиста должна быть положительна.

Ответ: \(7\).

Следующий тип задач — когда что-нибудь плавает по речке, в которой есть течение. Например, теплоход, катер или моторная лодка. Обычно в условии говорится о собственной скорости плавучей посудины и скорости течения. Собственной скоростью называется скорость в неподвижной воде.

При движении по течению эти скорости складываются. Течение помогает, по течению плыть — быстрее.

Скорость при движении по течению равна сумме собственной скорости судна и скорости течения.

А если двигаться против течения? Течение будет мешать, относить назад. Теперь скорость течения будет вычитаться из собственной скорости судна.


3. Моторная лодка прошла против течения реки \(255\) км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на \(2\) часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна \(1\) км/ч. Ответ дайте в км/ч.

Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна \(x\).

Тогда скорость движения моторки по течению равна \(x+1\), а скорость, с которой она движется против течения \(x-1\).

Расстояние и в ту, и в другую сторону одинаково и равно \(255\) км.

Занесем скорость и расстояние в таблицу.

Заполняем графу «время». Мы уже знаем, как это делать. При движении по течению \(t_1=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x+1}\), при движении против течения \(t_2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x-1}\), причем \(t_2\) на два часа больше, чем \(t_1\).

\(v\) \(t\) \(S\)
по течению \(x+1\) \(t_1=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x+1}\) \(255\)
против течения \(x-1\) \(t_2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x-1}\) \(255\)

Условие «\(t_2\) на два часа больше, чем «\(t_1\)» можно записать в виде:

\(t_1+2=t_2.\)

Составляем уравнение:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x+1}+2=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x-1}\)

и решаем его:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x-1}-\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x+1}=2.\)

Приводим дроби в левой части к одному знаменателю:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255\left( x+1 \right)-255\left( x-1 \right)}{\displaystyle \left( x+1 \right)\left( x-1 \right)}=2.\)

Раскрываем скобки:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 510}{\displaystyle x^2-1}=2.\)

Делим обе части на \(2\), чтобы упростить уравнение:

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 255}{\displaystyle x^2-1}=1.\)

Умножаем обе части уравнения на \(x^2-1:\)

\(x^2-1=255;\)

\(x^2=256.\)

Вообще-то это уравнение имеет два корня: \(x_1=16\) и \(x_2=-16\) (оба этих числа при возведении в квадрат дают \(256\)). Но конечно же, отрицательный ответ не подходит — скорость лодки должна быть положительной.

Ответ: \(16\).


4. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения \(200\) км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна \(15\) км/ч, стоянка длится \(10\) часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через \(40\) часов после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.

Снова обозначим за \(x\) скорость течения. Тогда скорость движения теплохода по течению равна \(15+x\), скорость его движения против течения равна \(15-x\). Расстояния — и туда, и обратно — равны \(200\) км.

Теперь графа «время».

Поскольку \(t=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle S}{\displaystyle v}\), время \(t_1\) движения теплохода по течению равно \(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 200}{\displaystyle 15+x}\), которое теплоход затратил на движение против течения, равно \(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 200}{\displaystyle 15-x}\).

\(v\) \(t\) \(S\)
по течению \(x+15\) \(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 200}{\displaystyle 15+x}\) \(200\)
против течения \(15-x\) \(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 200}{\displaystyle 15-x}\) \(200\)

В пункт отправления теплоход вернулся через \(40\) часов после отплытия из него. Стоянка длилась \(10\) часов, следовательно, \(30\) часов теплоход плыл — сначала по течению, затем против.

Значит, \(t_1+t_2=30;\)

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 200}{\displaystyle 15+x}+ \genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 200}{\displaystyle 15-x}=30.\)

Прежде всего разделим обе части уравнения на \(10\). Оно станет проще!

\(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 20}{\displaystyle 15+x}+ \genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 20}{\displaystyle 15-x}=3.\)

Мы не будем подробно останавливаться на технике решения уравнения. Всё уже понятно — приводим дроби в левой части к одному знаменателю, умножаем обе части уравнения на \(225-x^2\), получаем квадратное уравнение \(x^2=25\). Поскольку скорость течения положительна, получаем: \(x=5\).

Ответ: \(5\).

Наверное, вы уже заметили, насколько похожи все эти задачи. Текстовые задачи хороши еще и тем, что ответ легко проверить с точки зрения здравого смысла. Ясно, что если вы получили скорость течения, равную \(300\) километров в час — задача решена неверно.


5. Баржа в \(10:00\) вышла из пункта \(A\) в пункт \(B\), расположенный в \(15\) км от \(A\). Пробыв в пункте \(B\) \(1\) час \(20\) минут, баржа отправилась назад и вернулась в пункт \(A\) в \(16:00\). Определите (в км/час) скорость течения реки, если известно, что собственная скорость баржи равна \(7\) км/ч.

Пусть скорость течения равна \(x\). Тогда по течению баржа плывет со скоростью \(7+x\), а против течения со скоростью \(7-x\).

Сколько времени баржа плыла? Ясно, что надо из \(16\) вычесть \(10\), а затем вычесть время стоянки. Обратите внимание, что \(1\) час \(20\) минут придется перевести в часы: \(1\) час \(20\) минут \(=1\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 1}{\displaystyle 3}\) часа. Получаем, что суммарное время движения баржи (по течению и против) равно \(4\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 2}{\displaystyle 3}\) часа.

\(v\) \(t\) \(S\)
по течению \(x+7\) \(t_1\) \(15\)
против течения \(7-x\) \(t_2\) \(15\)

\(t_1+t_2=4\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 2}{\displaystyle 3}.\)

Возникает вопрос — какой из пунктов, \(A\) или \(B\), расположен выше по течению? А этого мы никогда не узнаем! :-)
Да и какая разница — ведь в уравнение входит сумма \(t_1+t_2\), равная \(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 15}{\displaystyle 7+x}+\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 15}{\displaystyle 7-x}\).

Итак, \(\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 15}{\displaystyle 7+x}+\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 15}{\displaystyle 7-x}=4\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 2}{\displaystyle 3}.\)

Решим это уравнение. Число \(4\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 2}{\displaystyle 3}\) в правой части представим в виде неправильной дроби: \(4\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 2}{\displaystyle 3}=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 14}{\displaystyle 3}\).

Приведем дроби в левой части к общему знаменателю, раскроем скобки и упростим уравнение. Получим:

\(30 \cdot 7=\genfrac{}{}{}{0}{\displaystyle 14}{\displaystyle 3} \cdot \left( 49-x^2 \right).\)

Работать с дробными коэффициентами неудобно! Если мы разделим обе части уравнения на \(14\) и умножим на \(3\), оно станет значительно проще:

\(45=49-x^2;\)

\(x^2=4.\)

Поскольку скорость течения положительна, \(x=2\).

Ответ: 2.

Еще один тип текстовых задач в вариантах ЕГЭ по математике — это задачи на работу.

 

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2025 по математике
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
ЕГЭ Математика
Олимпиада ОММО:
100 баллов за 5 задач