Преобразование алгебраических выражений
Задания на упрощение алгебраических выражений есть в вариантах ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Для преобразования алгебраических выражений мы будем использовать:
- формулы сокращенного умножения;
- метод группировки;
- приведение дробей к общему знаменателю.
Вспомним, что такое алгебраическое выражение.
Например: \(c+4\) – это целое алгебраическое выражение.
В нем есть переменная и нет дробей. Существуют также выражения в виде дробей, их называют - рациональные алгебраические выражения. Вот пример:
\(\frac{2c}{a+b}\)
Также бывают алгебраические выражения со степенями и корнями. Например,
\(\sqrt{a}+\sqrt{c}\)
В числовом выражении есть только числа, а в алгебраическом – и числа, и «буквы», то есть переменные.
Вам знакомо выражение «привести подобные». Что это значит?
Например, у вас есть выражение:
\(2x + y + 3c- x + 7y- 10 c\).
Собираем «иксы» в одну «кучку», «игреки» - в другую, а те, в которых есть «с», в третью. И выполняем действия.
\(2x-x + y + 7y+ 3c -10c = x + 8y - 7c\).
Иксы к иксам, игреки – к игрекам, а те, которые с буквой «с», в отдельную кучку.
Если сказать совсем простыми словами, то разные переменные – это как разные звери :- )
\(3x + 2x\) – это 3 мышки и еще 2 мышки, всего 5 мышек.
\(5y + y\) – это 5 бегемотов и еще бегемот, 6 бегемотов.
\(4c-c\) – это было 4 кошки, ушла 1 кошка, осталось 3 кошки.
Мышки – с мышками, кошки – с кошками, а бегемоты – с бегемотами. Подобные – с подобными!
А \(3x + 5y\) – это 3 мышки и 5 бегемотов!
Более сложный пример:
\(3xy + 5c -xy + 4c = 2xy + 9c\). Привели подобные.
Вспомним формулы сокращенного умножения:
Левая часть в каждой такой формуле всегда равна правой части. Такие равенства, которые верны всегда, называются тождества.
Заметим, что эти формулы работают в обе стороны. Можно применять их и слева направо, и справа налево.
Теперь вспомним, что такое метод группировки.
Группировку удобно применять, когда выражение состоит из нескольких слагаемых, которые можно разбить на "кучки".
Вот пример такого выражения:
\(ax + bx + 3ay + 3by\).
Как его сгруппировать?
Нам помогут правила:
1) находим одинаковые переменные, переписываем выражение так, чтобы слагаемые с этими переменными оказались рядом;
2) выносим за скобки эти одинаковые переменные. Их еще называют общими множителями. А в скобках должны получиться одинаковые выражения;
3) выносим за скобку эти одинаковые выражения.
Упростим выражение \(ax + bx+ ay + by\).
1 шаг:
Находим повторяющиеся "буквы":
\(ax + bx + ay + by\).
2 шаг:
Выносим за скобки повторяющиеся "буквы", то есть переменные:
\(x(a + b) + y(a + b)\).
3 шаг:
Выносим за скобку одинаковые выражения в скобках:
\((a + b)(x + y)\).
Мы разложили выражение на множители, применив метод группировки.
Еще один прием – приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.
Действуем так же, как мы это делали с числами.
1) находим общий знаменатель для этих дробей;
2) находим дополнительные множители для каждой дроби;
3) умножаем дополнительный множитель для каждой дроби на ее числитель;
4) записываем дроби с новыми числителями и общим знаменателем.
Пример:
Привести дроби \(\frac{2}{ab^2}\) и \(\frac{3}{ac}\) к общему знаменателю.
Идем по алгоритму:
1 шаг:
Общий знаменатель для \(ab^2\) и \(ac\) равен \(acb^2\) . Это выражение делится и на \(ab^2\), и на \(ac\).
2 шаг:
Ищем дополнительные множители для каждой дроби:
\(acb^2:ab^2=c\);
\(acb^2:ac=b^2\)
3 шаг:
Умножаем дополнительный множитель каждой дроби на ее числитель:
\(c\cdot 2 = 2c\);
\(b^2\cdot 3=3b^2.\)
4 шаг:
Записываем дроби с новыми числителями и найденным общим знаменателем:
\(\frac{2c}{acb^2}\) и \(\frac{3b^2}{acb^2}\)
Примеры решения и оформления задач:
1. Упростите выражение: \((2-c)^2-c(c+4)\).
Решение:
Раскроем первую скобку по формуле квадрата разности:
\((2-c)^2=2^2-2\cdot 2\cdot c+c^2=4-4c+c^2\)
Раскроем вторую скобку:
\(-c(c+4)=-c^2-4c\).
Запишем всё вместе и приведем подобные слагаемые:
\(4-4c+c^2-c^2-4c=4-8c+c^2-c^2=4-8c\).
Ответ: \(4 - 8c\).
2. Разложить на множители, используя способ группировки:
\(xa^2+xb^2-a^2-b^2\)
Решение:
Находим повторяющиеся "буквы", подчеркиваем их:
\(x\underline{a^2}+x\underline{b^2}-\underline{a^2}-\underline{b^2}\)
Сгруппируем:
\(x\underline{a^2}-\underline{a^2}+x\underline{b^2}-\underline{b^2}\)
Вынесем за скобки повторяющиеся "буквы":
\(a^2(x-1)+b^2(x - 1)\).
Выносим за скобку одинаковые выражения в скобках:
\((x - 1)(a^2+b^2)\).
Ответ: \((x-1)(a^2+b^2)\).
3. Привести дроби к общему знаменателю: \(\frac{2c}{ab}\) и \(\frac{4b}{ac}\).
Решение:
Общий знаменатель для \(ab\) и \(ac\) равен \(abc\).
Ищем дополнительные множители для каждой дроби:
\(abc : ab=c\);
\(abc: ac = b\).
Умножаем дополнительный множитель каждой дроби на ее числитель:
\(c\cdot 2c = 2c^2\);
\(b\cdot 4b = 4b^2\).
Записываем дроби с новыми числителями и найденным общим знаменателем:
\(\frac{2c^2}{abc}\) и \(\frac{4b^2}{abc}\)
Ответ: \(\frac{2c^2}{abc}\) и \(\frac{4b^2}{abc}\)