Секреты ОГЭ. Часть 1. Задание №1
Формулировка задания: прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Сначала определимся с понятием «сжатое изложение». Что это такое? Сжатое изложение – это краткий пересказ основного содержания текста, в котором нужно сохранить все самое важное, опуская подробности.
Сжатое изложение – это первая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе.
Что нужно знать, чтобы написать сжатое изложение на максимальный балл?
Маленькие секреты
1. Черновик, который вам выдадут, разделите на 6 частей. Для чего?
При первом прослушивании текста желательно понять основную мысль, запомнить последовательность микротем (напомним: микротема – это часть общей темы) и постараться записать первые слова каждого абзаца. Это поможет вам вспомнить первое предложение и соответственно микротему каждого абзаца. В качестве примера возьмем следующий текст:
Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату, я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.
В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.
Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.
Как это выглядит:
Возвратившись в Архангельск… |
|
В одно из сёл… |
|
Чем запомнился… |
|
2. После первого прослушивания текста вам будет дано время, чтобы восстановить текст. Что делаем? В оставшиеся строки записываем ключевые слова, на которые можно будет потом опереться при написании изложения.
Возвратившись в Архангельск… |
Исследования
Архитектура
Фотографии
Картина народной жизни |
В одно из сёл… |
Теплый день
Хороводы девушек
Силуэты церквей
Толпы детей |
Чем запомнился… |
Скромность людей
Красивые лица
Низкие поклоны
Сердечность
Уважение |
При повторном прослушивании пробуем уже записать в каждый из квадратиков текстовую информацию: обратите внимание на даты, имена, фамилии, время и место действия. Главное - уловить границы абзацев. Нужно помнить, что между предложениями делается пауза, а в конце каждого абзаца делается большая пауза. Попробуйте не пропустить этот момент и зафиксировать его.
Итак, текст прослушан два раза, сделаны заметки. Берем чистый листочек и начинаем последовательно восстанавливать текст, желательно максимально подробно, чтобы ничего не упустить. Помним, что в тексте всегда будет три микротемы, и ваша задача – не упустить ни одной из них. Помним и об основной мысли всего текста.
Восстановили текст? А теперь самое время приступить к его сжатию. Существуют разные способы сжатия или компрессии:
исключение, когда мы исключаем фрагменты, поясняющие что-либо, причастные или деепричастные обороты, вводные слова;
обобщение, когда однородные члены можно заменить обобщающим словом;
упрощение, когда несколько предложений сливаются в одно.
Главное, напоминаем, передать основную мысль как всего текста, так и каждого абзаца, но при этом убрать всю второстепенную информацию.
Сократили? Перечитаем. Слов должно быть не меньше 70.
Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы непонятен или искажен авторский замысел.
Что можно убрать: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Посмотрите, нет ли каких-то пропусков слов, без которых предложение звучит коряво. Если что-то вас не устраивает или кажется, что здесь что-то не так, ищите грамматическую ошибку. Исправьте, добавьте слово, сделайте так, чтобы вас ничего не смущало. Перечитайте текст. Если есть слова, в написании которых вы сомневаетесь, воспользуйтесь орфографическим словарем или подберите синоним.
Проверьте пунктуацию. Если предложение получилось длинным и вы не знаете, как правильно расставить знаки препинания, разбейте предложение на части. Но помните, что придаточная часть не может существовать сама по себе. Она всегда относится к главной части. Все в порядке?
Можно переписывать на чистовик. Не забываем о красной строке.
Их должно быть три. За изложение мы можем получить 7 баллов.
Удачи!