Информатика в школе и на экзамене.
Автор -
Лада Борисовна Есакова.
В наше время, когда практически все жизненные процессы связаны с использованием компьютера, планшета, мобильного телефона и других электронных устройств, не вызывает вопросов необходимость изучения предмета Информатика в школе. Мы проводим за компьютером не меньше времени, чем на природе и в путешествиях, а потому естественно, что об устройстве компьютера нужно знать не меньше, чем о географическом расположении материков и стран, о флоре и фауне, о физических и химических законах.
ЕГЭ по информатике становится все более популярным (хотя и является экзаменом по выбору) и его результаты учитывает все большее число ВУЗов.
Спецификация ЕГЭ по информатике составлена очень грамотно. Она подразумевает довольно полный комплекс знаний об устройстве компьютера, организации хранения данных, системах счисления, о моделировании и кодировании, затрагивает теорию графов и основы математической логики и некоторые другие области. При этом уровень знаний, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ по информатике, вполне доступен для освоения средним учеником.
Однако, информатика – «молодой» предмет. В отличие от физики, химии, биологии и других предметов, экзамен по которым тоже не является обязательным, по информатике нет жесткой отработанной годами программы, только начинают появляться учебники, очень мало примеров и задач для отработки. Но самое главное, школам остро не хватает профессиональных учителей информатики, их пока практически нет, информатику в школах ведут чаще всего энтузиасты-программисты. Поэтому программа изучения информатики в школах у каждой своя, и она никак не связана со структурой ЕГЭ по этому предмету. На уроках кто-то занимается программированием, кто-то 3d-моделированием, основная часть учеников учатся использовать конкретные программные приложения, например Word и Excel, и лишь небольшая часть школ дает хоть какой-то объем знаний, необходимый для сдачи ЕГЭ.
Не буду претендовать на сбор статистики, однако, в этом году из десяти моих учеников из самых разных школ Москвы, лишь двое изучали теоретическую часть на уроках информатики в школе (системы счисления, алгебра логики и пр.), лишь у четверых раздавались для подготовки диагностические работы Статград, и НИ В ОДНОЙ из десяти школ педагог не смог решить и объяснить ученикам встретившиеся в диагностических работах сложные задачи.
В некоторых школах (чаще всего это профильные лицеи) педагоги-программисты на уроках информатики занимаются с учениками изучением некоторого конкретного языка программирования. При этом уровень умения программировать у учеников довольно высокий. Они успешно участвуют в конкурсах и олимпиадах. Но и тут все не так радужно. Среди учеников и родителей бытует ошибочное мнение, что умения программировать достаточно для успешной сдачи ЕГЭ. Но информатика – это не только программирование. Точнее, искусство написания красивой рациональной программы – это верхушка айсберга, которая не может существовать без огромной подводной части – фундамента. Непосредственно на написание и анализ программ в ЕГЭ отведено всего лишь 7 задач из 27! И это не случайно. Ведь что такое программа? Это набор инструкций (команд), который должен заставить компьютер выполнить некоторые действия. С помощью программы мы хотим управлять поведением компьютера. А как можно управлять чем-то, о чем мы не имеем никакого представления? Представьте, что Вам посчастливилось стать президентом некоторого неизвестного редкого племени. Сможете ли вы руководить, управлять им, зная только язык, не имея представления об истории, традициях, обычаях, физических и интеллектуальных особенностях членов племени? Скорее всего, детальная информация о племени будет куда полезнее знания языка.
Несомненно, все это «болезни роста» сравнительно молодого предмета Информатика. Со временем будут написаны и утверждены учебники и методики, вырастет число квалифицированных учителей информатики в школах. А пока полноценную подготовку к ЕГЭ по информатике могут гарантировать только профильные курсы и преподаватели-профессионалы.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Информатика в школе и на экзамене.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
10.09.2023