icon icon icon icon icon
Бесплатно по РФ
Slider
banner
previous arrow
next arrow
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Как сдать ЕГЭ по информатике на 90+ баллов

Рассказывает педагог ЕГЭ-Студии Есакова Лада Борисовна

Добрый день! Меня зовут Есакова Лада, я преподаватель по математике, информатике, программист, технический писатель, аналитик. Сейчас я расскажу вам, что нас ожидает в этом году на ЕГЭ по информатике.

Что будет нового в 2021 году на ЕГЭ по информатике?

Во-первых, я вас поздравляю с очень важным событием – в этом году ЕГЭ по информатике наконец стал компьютерным. То есть полностью вся работа проводится в компьютерной форме. Это очень важное изменение. Я вообще не помню, чтобы структура ЕГЭ подвергалась таким по значимости изменениям. Хорошо это или плохо? Как минимум это логично, потому что довольно странно проводить соревнования по плаванию в пустом бассейне, а именно так относились к ЕГЭ по информатике последние годы.

Второе не менее значимое изменение – это то, что экзамен полностью стал тестовым. Сейчас нет второй части в том понимании, в котором она была раньше. Все задачи содержат краткий ответ в числовой форме. Если ответ правильный, вы получаете 1 балл, если ответ не правильный, вы этот балл не получаете. Опять же хорошо это или плохо? Как минимум абсолютно прозрачной становится система проверки, а с другой стороны, совершенно бессмысленной становится апелляция, если только не техническая ошибка.

Какая структура у ЕГЭ по информатике?

Давайте рассмотрим структуру ЕГЭ поподробнее. Во-первых, как и раньше, там осталось 27 задач. Как и раньше, на их выполнение предоставляется чуть меньше 4-х часов, 3 часа 50 минут. Однако всего лишь 2/3 всех задач остались задачами аналитическими, которые вы можете решить посредством ручки и бумажки, но и их ответы тоже нужно будет вбивать в какую-то специально разработанную форму. Пока разработчики нам ее не показали. Видимо, какая-то обычная экранная форма, куда можно будет ввести числовой ответ.

Убрали задачи самые сложные, самые нелюбимые учениками. Мне их немного жаль, потому что ушли задачи на IP-адресацию, на Круги Эйлера, на системы логических уравнений, но тем проще будет нам сдавать ЕГЭ.

Появилась 1/3, то есть 9 штук, задач абсолютно новых. Две из них совсем простые: это задача на использование таблиц в Excel (элементарнейшая функция), задача на владение текстовым редактором или операционной системой (найти файлы либо найти слова). Даже не интересно про это говорить, простые задачи. А вот дальше интересные моменты. Осталась задача на рекурсивную функцию. Мы ее решали из года в год, на бумаге расписывая ход решения. Сейчас тоже можно так сделать, но есть один нюанс: функцию требуют посчитать от какого-нибудь очень большого числа. Если мы это будем делать вручную, получим правильный ответ и вобьем его в компьютерный бланк, он будет засчитан, и мы получим свой балл, но нам просто может не хватить этих 4-х часов. Каким образом решать задачу – полностью на выбор исполнителя. Если хотите, делайте в экселевской табличке, пишите макросы, пишите программу на любом языке. Полная свобода действий вплоть до ручного перебора. Абсолютно то же касается всех этих оставшихся 7-и задач на разработку какого-то продукта.

Что будет предоставлено? Как следует из официального документа, на время выполнения всей работы ученику будут предоставлены бумага, ручка, как всегда, а также компьютер с установленным на нем текстовым редактором, таблицей Excel и языками программирования. Количество языков немного увеличилось, теперь это Python, Pascal, C++, C#, Java. BASIC убрали. Будут ли как-то закрываться стандартные функции операционной системы, стандартные программы, типа калькулятора и так далее, – пока не понятно. Если калькулятор или какая-нибудь рисовальная программа, типа Paint, будут доступны, понятно, что некоторые задачи будет решать намного проще.

Что касается разработки программ? Оценивается только конечный результат. Вам прилагаются некоторые файлы с данными, очень большие файлы. Вручную их обработать и найти наибольшее число невозможно. Требуется написать программу на чем угодно: либо макрос в Excel, либо что угодно сделать и получить правильный результат. Этот подход очень непривычный. На мой взгляд, это новшество гораздо важнее самой компьютерной формы, требуют от ученика взрослого подхода. Есть задача – ее надо решить. Выбрать инструмент, спланировать время. Понять, например, что лучше работать с тем, чем вы лучше владеете, чуть больше времени потратить, но наверняка получить правильный результат. Либо оценить, что придется написать программу, потратить время, сосредоточиться, но зато она быстро обработает нужные данные.

В чем плюсы и минусы нового формата? Минусов я практически не вижу, кроме одного: материалов нет никаких. Но поскольку информатику сдают ребята, которые давно уже на «ты» с компьютером. Они и программируют, уже не говоря о пользовании таблицей Excel и редакторами Word. Для них новый формат, я думаю, просто подарок, а единственную проблему с нехваткой материалов мы закроем. У меня уже есть несколько авторских вариантов, и они будут постоянно пополняться различными новинками, я слежу за всеми изменениями.

90+ насколько это сложный результат?

Могу сказать, что ежегодно много моих учеников пишут результат на 80+ и более 5 человек обязательно каждый год – на 90+. В этом году даже 100 баллов есть.

Насколько это сложно? С полного 0 в сентябре 80 баллов к концу года получить можно. Получить 90+ с полного 0 в сентябре, наверное, будет проблематично, потому что вот эти последние баллы получаются за счет разработки уже сложной, взрослой, настоящей программы, и нужно иметь хотя бы азы программирования. За такое время дать и теорию, и программирование будет сложно. Однако все зависит от ученика. Самостоятельно подготовиться на 80+ будет сложно. К сожалению, информатика – это такой предмет, который пока не очень распространен среди преподавателей. Очень мало хороших преподавателей занимаются подготовкой к информатике, в том числе многие школьные учителя не готовят к ЕГЭ, а дают 3D-моделинг, программирование. Это очень хорошо, это очень нужно, но это не помогает подготовиться к ЕГЭ. А материалов в свободном доступе нет. Бумажные варианты, которые продаются, – это единичные брошюры. Открытого банка данных нет. Если по математике каждый год есть открытый банк данных задач, по информатике его нет. Есть некоторая база заданий ФИПИ, но она, во-первых, пока находится в тестовом режиме, а во-вторых, наполняется достаточно поздно, и интерфейс не очень. Поэтому просто не понятно по чему готовиться. Без помощи здесь, наверное, не обойтись.

Какие ловушки и сложности есть в ЕГЭ по информатике?

Самая большая проблема ЕГЭ по информатике, которая отличает его от всех остальных ЕГЭ, – это время. Каждый год мои ученики, возвращаясь с ЕГЭ по информатике, говорят, что не хватило времени. Если бы было время, они могли бы еще что-то дорешать. Я такого не слышала ни после одного другого ЕГЭ. Либо ты знаешь и за эти 4 часа написал, либо ты не знаешь и уже нечего и думать. ЕГЭ по информатике очень емкий. Задачи могут быть простыми, но требуют очень тщательной обработки большого количества информации. Поэтому недостаточно уметь решить задачу правильно, необходимо уметь решить ее быстро и правильно, а для этого нужно иметь какую-то методику. У меня эти методики есть, поскольку много лет я готовлю детей к ЕГЭ и акцентирую на этом внимание. Акцентирую внимание на том, что должна быть обязательно схема решения каждой из задач, позволяющая тратить минимальное количество времени. Составители ЕГЭ сами рекомендуют тратить на задачи первой часть или теоретической части не более полутора минут. В этом случае останется время на проверку, на внесение в компьютерную форму, а потом можно будет смело приступать к программированию, к сложным задачам.

А что такое «1,5 минуты на задачу»? Например, простая задача про базы данных: требуется найти человека, у которого первый внук или внучка появились до достижения 50 полных лет. В среднем эта конкретная задача занимает у ребят 15-20 минут, а надо 1,5 минуты. Я рассказываю ребятам, каким образом оптимизировать время. Должна быть схема, сценарий решения задач. Вам может показаться это очень простым, но экономия времени сейчас будет серьезная. Мы смотрим, кто теоретически может быть дедушкой и бабушкой. Это человек, который на 18 лет старше своего ребенка и еще на 18 лет старше своего внука. Соответственно, мы сразу из этой базы выбрасываем всех людей, которые родились в 2000 году и т. д. Затем мы выписываем человека, подходящего нам по этому критерию, считаем, когда ему было 50 лет. Фиксируем обязательно на бумаге, ни в коем случае ничего не делаем в голове. Выписываем детей, внуков. Вроде бы, я говорю простые очевидные вещи, но вот такая жестко регламентированная схема дает выигрыш во времени раза в 3-4, чем просто на глаз анализировать эту таблицу.

Каждая, на самом деле, содержит хитрости и особенности, вплоть до терминологии.

Например, в задаче про оцифровку цвета, изображения, музыки и т. д. зачастую на ряду с килобайтами фигурируют килогерцы. Практически никто не знает, что килогерцы и килобайты – это разные кило. Килогерцы – это 1000 герц, килобайты – это 1024 байта. Вот иногда на этой минимальной разнице построена ловушка в задаче.

На сколько нужно знать экзамен, чтобы поступить в хороший вуз?

Если мы рассматриваем МГУ, Бауманку, ВШЭ, то тут нужно 90+. Если мы рассматриваем бюджетное отделение МАИ, МИССИС, МИРЭА, то это 70 сильно +, 80, если это бюджет.

Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по информатике?

Здесь сложно. В этом году сложностей побольше, чем обычно. Готовиться самостоятельно надо по чему-то. Но по чему готовиться? Могу посоветовать работы СтатГрад, из года в год задают моду предстоящего ЕГЭ, поэтому в этом году мы их с нетерпением ждем. Кроме демоверсии опираться придется только на них. 5 работ будет в этом году, их надо прорешать, разобрать все непонятные задачи, все непонятные моменты. Кроме всего прочего очень рекомендую пользоваться моими разработками. Я буду регулярно выкладывать новые варианты и методики их решения в течение всего года, потому что я всегда готова помогать ребятам, которые хотят подготовиться самостоятельно. А степень своей подготовки вы можете оценить очень просто: ставите таймер на 3,5 часа, убираете все гаджеты, берете компьютер с установленным Pascal или Python и приступаете к выполнению варианта. У вас будет очень хороший индикатор того, какие задачи у вас вызывают сложности и на чем вы теряете время.

Каким образом строится подготовка в ЕГЭ-Студии?

У меня есть большое преимущество – я профессиональный программист, я вижу этот процесс и его конечную цель. Что я имею в виду? Детям очень тяжело усваивать материал, когда они не понимают, что это и зачем это нужно. Более того, школьные учителя не понимают, зачем это нужно. На вопрос «Для чего нужна алгебра логики?» за все время мне не ответил ни один ученик, более того, преподаватели, которые брали мои мастер-классы, тоже не ответили на этот вопрос. То есть вы понимаете, в каких условиях находятся ученики? Дети учат что-то, не понятно что, не понятно для чего. Это примерно то же самое, если вам дадут дрель, а вы представления не имеете, что это такое, и будут обучать включать, выключать ее, менять насадки, зачеты принимать по скорости смены насадок.

Если начинать процесс обучения с того, что это такое и для чего это нужно, то совсем по-другому идет процесс. Не зубрежка, не погоня за скоростью, а понимание, и сразу задача становится простой. Кроме того, конечно, я мучаю своих учеников огромным объемом домашних заданий, потому что время - это важный показатель, и то, что вы умеете решать задачу, еще не значит, что вы ее успеете решить. Поэтому ученики по началу воют от меня, потом привыкают. Постоянно идут зачеты по задачам. Простые сто раз прорешанные задачи на каждом занятии мы пару минут прорешиваем до автоматизма.

Кроме всего сказанного, у меня есть авторские методики. Все задачи прорешаны мной лично столько раз и столько раз выбиралась оптимальная схема объяснения, самая быстрая, безошибочная схема решений, что я считаю это моим ноу-хау. Они отражены в книгах, есть учебник по информатике, задачник, сборник материалов, но сейчас придется это все немного переиначить, поскольку изменился формат, но будет онлайн-курс, содержащий такую методику от простого к сложному, получение всей информации для успешной сдачи ЕГЭ. Кроме самой информации важна атмосфера, кураж, азарт. В этом смысле групповые занятия или мини-группы (у нас 5-8 человек в группе) имеют огромный плюс.

У нас весело, интересно. Ребята общаются, тянутся друг за другом. Мы смеемся, шутим, решаем сложные задачи. На мой взгляд, оптимальный формат. Сам процесс подготовки становится интересным и приятным и за одно мы готовимся на хороший балл. Приходите к нам!

Поделиться страницей

Это полезно

ЕГЭ по обществознанию:
типичные ошибки выпускников и как их избежать
Выпускники считают ЕГЭ по обществознанию легким. И при этом допускают ужасные, вопиющие, ничем не объяснимые ошибки.
Математика+Физика
Лайфхак из античности!
Стереометрия на ЕГЭ 2021